Epica — голландская симфо-готик-метал группа в стиле симфонический метал. Визитной карточкой Epica являются женский вокал в сочетании с мужским гроулингом, свойственным дэт-металу. Была образована в 2003 году гитаристом и вокалистом Марком Янсеном после его ухода из After Forever.
В конце 2002 года Марк Янсен покинул After Forever из-за творческих разногласий с остальным коллективом и стал собирать музыкантов для своего нового музыкального проекта, изначально названного Sahara Dust. В начале 2003 года на место ведущей вокалистки группы он пригласил Хелену Михаельсен из группы Trail of Tears, однако вскоре её сменила юная и ещё никому не известная вокалистка Симона Симонс, девушка Янсена. В состав группы также вошли гитарист Ад Слуйтер, барабанщик Жероен Симонс, басист Ив Хутс и клавишник Коен Янссен. Название группы было изменено на «Epica» под впечатлением от альбома группы Kamelot Epica.

Epica стала использовать для записи альбома хор из шести мужчин или женщин, а также струнный оркестр — три скрипки, два альта, две виолончели и контрабас. Дебютный альбом группы, The Phantom Agony, вышедший в июне 2003 года, продюсировал Саша Пает, известный по работе с такими коллективами как Angra, Rhapsody of Fire и Kamelot.

Второй альбом группы, названный Consign to Oblivion, был написан под влиянием культуры цивилизации Майя и таких известных композиторов, пишущих музыку к фильмам, как Ханс Циммер и Дэнни Эльфман. В записи альбома принимал участие приглашённый вокалист Рой Хан (из Kamelot), исполнивший песню Trois Vierges. Кроме того, Epica как группа поддержки отправилась в тур вместе с Kamelot, продвигавшей свой альбом The Black Halo.

В сентябре 2005 года Epica создала третий альбом — The Score - An Epic Journey — саундтрек к голландскому фильму «Joyride». Марк Янсен так охарактеризовал его: «Это типичная Epica, только без пения, без гитар, без баса и без ударных».

В сентябре 2007 года "Epica" выпустила четвёртый альбом - "The Divine Conspiracy". Он продолжает начатую ещё After Forever серию "Embrace that smoothers". Концепция альбома посвящена мировым религиям и тому, что, несмотря на различия, их смысл един. В целом альбом можно охарактеризовать как намного более тяжёлый, но вместе с тем и более готичный. Возросла роль ударных, а гроул Марка Янсена присутствует почти во всех песнях. Местами даже слышны элементы блэк-метала. По структуре и звучанию новый альбом скорее напоминает первый - "The Phantom Agony".